Вход  

   

Жалобы на всё
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
   

Мы на одноклассниках  

   

Мы вконтакте  

   
   

   

Поиск по сайту  

   

16.02.2021 года

16 февраля исполняется 190 лет со дня рождения русского писателя 

Николая Семёновича Лескова 

(1831–1895)

Как художник слова Н. С. Лесков вполне достоин встать рядом с такими творцами

литературы русской, каковы Л. Толстой, Гоголь, Тургенев, Гончаров. Талант Лескова

силою и красотой своей немногим уступает таланту любого из названных творцов,

а широтою охвата явлений жизни, глубиною понимания бытовых загадок её, тонким знанием

великорусского языка  он нередко превышает названных предшественников и соратников своих.

Максим Горький

16 февраля 2021 года исполняется 190 лет со дня рождения писателя Николая Семёновича Лескова (1831-1895).  В золотой литературной линейке XIX века имя Лескова стоит сразу за именами Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Толстого и Достоевского. Лев Толстой как-то сказал: «Лесков – писатель будущего». И эти слова сбылись. Произведения Лескова – «словесного фокусника», любимы и популярны у читателей разных поколений. А названия «Левша», «Очарованный странник», «Запечатленный ангел» для россиян давно обрели нарицательную форму.

Так сложилось, что Николаю Семёновичу Лескову суждено было стать одинокой звездой на небосводе русской литературы второй половины XIX века. Непризнанный и неоцененный современниками, он прошёл большой, сложный жизненный и литературный путь.

Николай Семёнович Лесков появился на свет (4) 16 февраля 1831 года, в небольшом селе Горохово Орловской губернии. Его отец, выходец из духовенства, служил в палате по уголовным делам.

Начальное образование Лескову дали богатые родственники, а в 1841 году он стал учиться в гимназии. Не окончив обучения, он начал работать писцом в уголовной палате. С 1857 года он перешел в компанию богатого родственника А.Шкотта.

Первые печатные рассказы писателя стали выходить в газетах и журналах с 1859 года. В 1864 году увидел свет первый роман Лескова «Некуда», в 1870 году вышел роман «На ножах». Лучшими произведениями писателями, принесшими ему известность, стали повести «Леди Макбет Мценского уезда» (1865) и «Левша» (1881). Прозвище героя последней повести – русского мастера, подковавшего блоху – стало нарицательным. Лесков являлся хорошим знатоком жизни простого народа, как бытовой, так и духовной.

Лесков легко стилизовал свои произведения под язык 18 века, слыл мастером красочных описаний, но в то же время его произведения полны изысканной простоты, которая является признаком большого писательского мастерства.

Когда ему было около шестидесяти лет, он заболел астмой и сильно страдал от ее приступов.

Умер Николай Семёнович Лесков (21 февраля) 5 марта 1895 года в Санкт-Петербурге и был похоронен на Волковом кладбище.

 

 7 интересных фактов о Николае Лескове.

 1) Два класса гимназии.

В 10 лет Николай Семёнович Лесков поступил учиться в Орловскую губернскую гимназию. До этого он, с детства очень одарённый и способный, учился дома. Учеба в гимназии не задалась. Николай ненавидел рутину, зубрёжку и казёнщину, и после пяти лет обучения получил вместо аттестата справку об окончании всего двух классов гимназии, потому что отказался от несправедливой переэкзаменовки в четвертый класс. Всё бы ничего, но эта злополучная справка закрывала для Николая дальнейшую возможность обучения.

2) «Шкотт и Вилькенс»

 Огромное влияние на жизнь и последующее творчество Николая Семёновича Лескова оказала служба агентом в компании мужа тётки «Шкотт и Вилькенс» – англичанина А. Я. Шкота (Скотта), который служил управляющим имений Нарышкина и графа Перовского. По делам компании Лескову приходилось много ездить по России, и эти поездки дали будущему писателю много живых и ярких наблюдений. Именно они и подтолкнули молодого человека к занятию писательским трудом.

3) Двойной дебют

Дебют Лескова-публициста случился довольно поздно, в 26 лет. Первые заметки, написанные им, появились в газете «Петербургские ведомости» (1859), а также в киевском издании «Современная медицина». Потом стали появляться заметки и в других изданиях – в «Отечественных записках», в «Северной пчеле», сотрудником которой становится Лесков, в «Русской речи». Сам Лесков главной своей публицистической работой считал статью о питейных бунтах - «Очерки винокуренной промышленности (Пензенская губерния)». Дебют Лескова-писателя состоялся ещё позже, в 1863 году, когда в журнале «Библиотека для чтения» была опубликована его первая короткая повесть «Житие одной бабы».

4) Скандал с псевдонимом

Свои произведения Лесков подписывал чаще всего псевдонимом «М. Стебницкий». Именно с этим псевдонимом приключилась неприятная история, попортившая писателю много крови. В мае 1862 года в «Северной пчеле» за подписью Стебницкого была опубликована статья про пожары в Апраксином и Щукином дворах. Статья обвиняла как поджигателей – по слухам – студентов-нигилистов, так и правительство, которое не способно поймать поджигателей и бездействует. После публикации Лескова обвинили в том, что он связывает пожары с революционными надеждами студентов, появились серии ругательных статей и фельетонов. И даже несмотря на публичные объяснения ситуацию Лескову исправить не удалось – фамилия «Стебницкий» стала бранным выражением. Николай Семёнович Лесков был вынужден уехать за границу. Чтобы избежать дальнейшей травли, ему пришлось отказаться от скандального псевдонима и подписываться своим настоящим именем.

5) Народная этимология

Николай Семёнович Лесков очень ценил и тщательно изучал безграничную и богатую стихию народной речи. Свои произведения он украшал неологизмами собственного сочинения, жаргонными словечками и народными выражениями. Его излюбленным приёмом была «народная этимология» – приём, основанный на переосмыслении слова, исходя из его внешнего, случайного звукового совпадения. Микроскоп – «мелкоскоп», аксельбанты – «выксельбанты», таблица умножения – «долбица умножения». Цветистость и украшенность лесковских произведений непривычно резала слух, критики совершенно необоснованно обвиняли писателя в порче языка, вульгарности и шутовстве.

6)  Вегетарианец

Николай Семёнович Лесков был убеждённым вегетарианцем. Он относил себя к сердобольникам – тем, кто соблюдает вегетарианство из чувства жалости к убитым животным. В 1889 году писатель опубликовал заметку, в которой исследовал основные группы российских вегетарианцев-мясопустов – тех, кто не ест мяса по разного рода гигиеническим соображениям и сердобольников, о которых было сказано выше. Также Лесков выдвинул идею создания вегетарианской поваренной книги России. Эта идея породила в прессе шквал насмешливых статей, Лескова обвиняли в нелепости предложения, однако в 1894 году книга всё же вышла в свет.

7) Горький успех

 Незадолго до смерти Николай Семёнович Лесков составил и издал у Суворина полное собрание своих сочинений в 12 томах. Издание было молниеносно распродано и принесло писателю значительный гонорар и литературную известность. Но с успехом было связано и горькое происшествие. Шестой том, содержавший в себе церковные произведения писателя, был задержан по настоянию цензуры. Эта весть настигла писателя на лестнице типографии и стала причиной тяжёлого сердечного приступа.

 

15.02.2021 года

15 февраля - День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества. Эта памятная дата установлена в честь воинов - интернационалистов, которые выполняли свой боевой долг за пределами границ своей родной страны.

15 февраля 1989 года в 10 часов 30 минут командующий 40-й армией генерал-лейтенант Борис Громов последним из воинов Ограниченного контингента советских войск перешел мост через Аму-Дарью, разделявшую СССР и Афганистан.

 

Решение о вводе войск в Афганистан стало одним из важнейших событий в истории не только нашей страны, но и всего мира. Вовлечение СССР в войну в Афганистане способствовало началу нового этапа «Холодной войны» конца 70-х — первой половины 80-х гг. СССР втянулся в длительный конфликт с крайне неблагоприятными международными и внутриполитическими последствиями. Решение о подготовке вторжения, принятое 12 декабря 1979 г., означало поворот от неприятия интервенции, выраженное в решениях Политбюро в марте 1979 г., к готовности решить сложные внешнеполитические проблемы с помощью силовой авантюры.

17 февраля 2021 года исполняется 165 лет со дня рождения Ж.-А. Рони-старшего

Жозеф-Анри Рони-старший — широко известный классик французской фантастики, писавший на рубеже двух столетий, настоящее имя которого Жозеф Анри Онорэ Боэкса. Жозеф родился 17 февраля 1856 году в Брюсселе в семье, родословная которой соединила кровь бельгийцев, голландцев, испанцев, французов. Тремя годами позже у него появился брат Серафин Жюстен Франсуа. Им было суждено войти в литературу под именем Рони – так называлась деревушка близ Парижа, чем-то приглянувшаяся своим названием для псевдонима.

Получив блестящее классическое образование, Анри Боэкс начал рано зарабатывать себе на жизнь, работая то наставником в английском учебном заведении, то телеграфистом. Неудержимая тяга к литературе заставила его заняться литературной деятельностью.

Первоначально он подписывал свои произведения как Ж.-А.Рони; когда в Париж приехал его младший брат Серафин Жюстен Франсуа Боэкс, начался непродолжительный период их совместного творчества под тем же псевдонимом. Сотрудничество братьев продолжалось до 1907 или 1908 года; за это время были написаны «Вамирэх», «Эйримах», «Глубины Кийамо», «Иной мир» и другие произведения.

Когда братья поссорились (официальной причиной послужили различия в характере), появились два отдельных писателя — Рони-младший и Рони-старший. Если первый из них практически не оставил после себя заметного следа в литературе, то второй вошёл в историю французской фантастики многими своими произведениями. Следует отметить, например, такой шедевр, как «Смерть Земли» (1908), в котором впервые описываются вторгшиеся на Землю представители неорганической ферромагнитной жизни.

Рони-старший увлекался загадками человеческой психики, писал о межпланетных путешествиях (в частности, именно ему принадлежит приоритет в изобретении термина «астронавтика»). Вскоре его приняли в состав комиссии по присуждению Гонкуровских премий, членом которой он оставался до самой смерти. Он продолжал писать пользующиеся неизменным успехом у читателей доисторические романы — «Война за огонь», «Гигантская кошка», «Хельевор с Голубой реки»; тем не менее, главным направлением его творчества оставалась научная фантастика. Он был одним из творцов романа катастроф, изобразив в романе «Таинственная сила» встречу Земли с эфирным потоком, вызвавшим новый ледниковый период. Кроме того, им были написаны такие фантастические произведения, как «Загадка драгоценного камня», «Удивительное путешествие Гертона Айронкастля», «Сверхъестественный убийца», «Навигаторы бесконечности», «Спутники Вселенной», «Вампир Бетнал Грина».

В своей долгой жизни Жозеф Рони успел многое. Человек огромной физической силы, любитель жизни во всех её проявлениях, он оставил обширное литературное наследие, где, кроме вышеназванного, есть и романы об античности, и труды по физике и химии (их высоко оценил знаменитый Пьер Кюри). В частности, вскоре после открытий Эйнштейна, например он написал интереснейший очерк по истории теории относительности – «Пространство и время».

Благодаря интеллектуальному богатству своих произведений и их высокохудожественному исполнению, Рони-старший является одним из первых писателей, писавших на французском языке, который оторвался от литературы детских фантазий и ввёл подлинную научную фантастику в большую литературу.

В 1897 году Ж.-А. Рони стал кавалером ордена Почётного легиона.

Скончался Рони-старший в Париже 11 февраля‎ ‎1940‎ года.

17.02.2021 года

17 февраля исполняется 165 лет со дня рождения французского писателя 

Жозефа Рони (старшего)

(1856–1940)

Жозеф-Анри Рони-старший — широко известный классик французской фантастики, писавший на рубеже двух столетий, настоящее имя которого Жозеф Анри Онорэ Боэкса. Жозеф родился 17 февраля 1856 году в Брюсселе в семье, родословная которой соединила кровь бельгийцев, голландцев, испанцев, французов. Тремя годами позже у него появился брат Серафин Жюстен Франсуа. Им было суждено войти в литературу под именем Рони – так называлась деревушка близ Парижа, чем-то приглянувшаяся своим названием для псевдонима.

   
© ALLROUNDER