Вход  

   

Мы на одноклассниках  

   

Мы вконтакте  

   

Сохранность фондов — не только профессиональная, технологическая, но и остро социальная проблема. Все проводимые библиотекой мероприятия направлены на то, чтобы ее фонд мог быть полноценно использован абонентами.
Гарантией сохранности фонда является сознательное отношение к библиотечному документу как к общественному достоянию, личная заинтересованность читателя в выполнении им правил пользования библиотекой, умения, навыки и привычки бережно обращаться с документом. Все это обязан привить абоненту библиотекарь. Причем бережное отношение читателя к книге должно прививаться непрерывно.
Разъяснительная работа начинается с момента записи читателя в библиотеку. Это, прежде всего знакомство с «Правилами пользования библиотекой».
Переступая порог библиотеки, абонент вступает с ней в юридические отношения, наиболее важную часть которых составляют его обязательства по отношению к библиотечному фонду. Подписью в читательском формуляре пользователь удостоверяет, что он знает и обязуется выполнять библиотечные правила. Кроме того, подписью он же удостоверяет взятые документы на дом. Следовательно, его подпись — не пустая формальность, она налагает на него правовую ответственность. При записи в библиотеку необходимо предупредить читателя о необходимости сдавать книги в обусловленный срок, сообщать о перемене адреса, а также о длительном отсутствии (командировка, отпуск и т. д.). Также целесообразно выяснить, не был ли он записан ранее и не числится ли за ним источники информации взятые раньше.
Библиотекарь должен сообщить читателям, что для выноса за пределы библиотеки не выдаются рукописи, наиболее ценные и редкие книги, энциклопедии, справочники, словари, издания повышенного спроса. При перерегистрации читателей каждый из них обязан сдать числящиеся за ним документы.
Детей записывать в библиотеку нужно под ответственность родителей. Все ограничения такого рода обуславливаются в «Правилах пользования библиотекой». Подробное ознакомление с правилами столь важно потому, что именно неосведомленность — самый распространенный источник их нарушения.
Разъяснительная работа среди читателей сложна и кропотлива, но действенной она будет лишь в том случае, если она ведется настойчиво, систематически, а не от случая к случаю. Очень подходят для этого экскурсии по библиотеке.
Большое воспитательное воздействие имеют плакаты, памятки, закладки, текст на которых поясняет, почему необходимо беречь источники информации, раскрывает правила пользования произведениями печати, доводит до сведения читателей меры ответственности за порчу, утрату, несвоевременный возврат или хищение документов. Текст на ней должен быть кратким. Рисунки и тексты составляются с учетом особенностей читательского контингента.

Вот примеры закладок:

  • «Перегибание книги, свертывание ее в трубочку — признак бескультурья».
  • «Вместо того чтобы загибать страницы, пользуйтесь закладкой. Больше ничего в книгу не вкладывайте».
  • «Возвращайте библиотечную книгу в том же виде, в каком ее взяли, и в срок — ее ждут другие читатели».

В библиотеке можно оформить библиотечный плакат с таким примерным текстом:

«Уважаемый читатель! Библиотечная книга — общественное достояние. Она куплена на налоги всех граждан, и все они имеют на нее равные права. Берегите же книгу и любой другой материал из библиотечного фонда. Обертывайте их в бумагу или пленку, пользуйтесь только книжными закладками. Перелистывайте осторожно, беря за верхний правый угол страницы. Содержите книгу в опрятности. Если нечаянно повредите книгу — попробуйте аккуратно исправить оплошность, а если это затруднительно, при возвращении сообщите о повреждении библиотекарю. Вместо назидания вы получите от него благодарность. Возвращайте взятый материал своевременно, а если он вам еще нужен, — позвоните по телефону, и вам назначат новый срок сдачи. Помните об обязательстве, данном вами при записи в библиотеку!».

Библиотека может иметь постоянную выставку «Книга просит защиты!» с периодически обновляемыми экспонатами из поврежденных книг и других документов, обнародованием имен виновников, информацией о принятых к ним мерах.

Кафедра выдачи (рабочее место библиотекаря) должна быть расположена так, чтобы посетитель не мог миновать его бесконтрольно. Под наблюдением библиотекаря должны быть и каталожные шкафы. Библиотекарь обязан при приеме возвращенных документов убедиться в их целостности и комплектности. Нередки случаи, когда вместо присвоенных книг читатели возвращают равноценные издания, украденные из других библиотек.

Каждая библиотека в обязательном порядке ежегодно составляет информационный (или текстовых) отчет о работе.
Информационный отчет представляет собой связный рассказ обо всех проведенных массовых мероприятиях. Он составляется по утвержденной форме.
Структура. Рассказ о мероприятии должен включать следующие данные:

  • дату и место организации, проведения мероприятия;
  • целевое и читательское назначение, количество читателей, посетивших мероприятие (или количество экспонируемых документов, если речь идет о выставке);
  • если мероприятие комплексное, нужно охарактеризовать каждую составную часть.
  • если описывается библиотечная выставка, нужно указать ее название, тему и разделы.
  • подробно не нужно расписывать обзоры, игровые программы, викторины. Достаточно указать название и тему.
  • рассказ должен содержать оценку эффективности массового мероприятия.

В заключении хочу предложить список традиционных и инновационных форм массовой работы. Попробуйте заполнить приведённую таблицу.

Формы работы

Традиционные

Инновациионные

Что используете Вы?

Профилизация

Старые формы с новым содержанием
Беседа          
Беседа-обзор          
Беседа- анкетирование          
Беседа-викторина          
Познавательная игра          
Игровая программа          
Краеведческий час          
Урок памяти          
Литературно-музыкальный вечер          
Викторина          
Диспут          
Путешествие          
Праздник          
Книжная выставка          
КВН          
Экскурсия          
Конкурс рисунков          
Огонек          
Утренник          
Акция добра          
Читательская конференция          
Устный журнал          
Праздник птиц          
Фольклорный праздник          
Поэтическая композиция          
Обзор литературы          
Посиделки          
Час поэзии          
Час истории          
Час интересных сообщений          
Информационный час          
Краеведческий час          
Урок нравственности          
Библиотечный урок          
Игра-путешествие          
Пасхальные посиделки          
Экологический урок          
Праздник чтения          
Литературный портрет          
Музыкальный час          
Конкурс стихов          
Тест          
Военно-патриотическая игра          
Беседа с элементами игры          
Сценический обряд          
Казачий час          
Библиографический обзор          
Вечер-портрет          
Конференция          
Рождественские чтения          
Литературное лото          
Литературное обозрение          
Праздник книги          
Информационно-правовой час          
Громкие чтения          
Урок вежливости          
Час досуга          

Формирование информационной культуры начинается в семье, к нему подключаются СМИ, школа, вуз, затем оно продолжается на протяжении всей активной жизни. Особая, уникальная роль в формировании информационной культуры принадлежит библиотеке.
Этот процесс начинается с освоения библиотечно-библиографической грамотности, необходимой для подготовки квалифицированного пользователя, легко ориентирующегося в фонде и справочно-библиографическом аппарате библиотеки. Основы библиотечно-библиографических знаний, необходимых читателям, включают: характеристику библиотеки, характеристику ведущих библиотечных служб (абонемент, читальные залы), фондов и справочно-библиографического аппарата, методику библиографического поиска, правила библиографического оформления работ (дипломов, курсовых работ), методику ведения личных картотек, обучение рациональным приемам работы с книгой, технике чтения.
Распространение библиотечно-библиографических знаний осуществляется непосредственно в ходе справочно-библиографического, информационно-библиографического обслуживания читателей дифференцированно с учетом целей чтения, возрастных, профессиональных особенностей, а также уровня имеющихся у читателя библиотечно-библиографических навыков и опыта самостоятельной работы с книгой.
Для этого применяются различные формы работы:

  • устная форма: индивидуальные и групповые консультации, обзоры справочных, библиографических и информационных изданий, лекции, библиографические семинары, читательские конференции;
  • наглядная форма: открытый доступ к книжным фондам; выставки (стационарные и выездные) справочных, библиографических, информационных изданий, новых поступлений и др.;
  • библиотечные плакаты различного назначения: схемы размещения книжного фонда, расположения различных частей справочно-библиографического аппарата, правила пользования каталогами, схемы-алгоритмы различных вариантов поиска литературы и др.;
  • печатные издания: путеводители по библиотекам, памятки, листовки, буклеты о фондах и справочно-библиографическом аппарате и т. д.;
  • комплексные формы, представляющие совокупность различных форм (устных, наглядных, печатных): библиотечно-библиографические уроки, экскурсии по библиотеке, школы библиотечно-библиографических знаний, дни библиографии.

Сегодня необходимо говорить уже не о библиотечно-библиографической грамотности, а о культуре чтения, под которой стали понимать знания, умения и навыки, необходимые читателю для полноценного выбора, восприятия и понимания произведения печати.
Это предполагает:

  • знание читателем правил пользования библиотеками;
  • осознанный выбор тематики чтения;
  • ориентацию в источниках, в т.ч. и в справочно-библиографическом аппарате библиотеки;
  • систематичность и последовательность чтения,
  • умение выбрать конкретную книгу;
  • знание правил гигиены чтения;
  • владение приемами рационального чтения, обеспечивающими ориентацию в книге, усвоение и глубокое понимание прочитанного;
  • умение использовать и применять на практике полученную информацию, почерпнутую из различных источников;
  • владение приемами конспектирования, реферирования и т.д.

В помощь развитию информационной культуры читателей библиотека издает различные рекомендательные указатели литературы, планы чтения, памятки, путеводители по библиотеке, методические рекомендации и т.д. Разрабатываются специальные программы и методики.
Особое внимание нужно обратить на проведение библиотечных уроков для детей и юношества. Такие мероприятия лучше готовить, используя игровые и занимательные формы. В последние годы эти формы обогатились за счет введения элементов занимательности: проводят библиографические КВН, викторины и конкурсы среди различных групп читателей.
Хорошо зарекомендовали себя такие игровые мероприятия, как „Информины“. „Инфор-мина“ (от сочетания слов „информация“ и „викторина“) — это библиотечная игра-соревнование, посвященная конкретной теме, выявляющая уровень информационной культуры участников, их знания, умения и навыки пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки, справочной литературой, библиографическими указателями для нахождения необходимых изданий, сведений и т. д.
Распространение библиотечно-библиографических знаний среди детей дошкольного и школьного возраста. Такое обучение проводится поэтапно, с постепенным усложнением задач, расширением объема и углублением содержания знаний. Для каждой возрастной группы читателей определен объем библиотечно-библиографических знаний.
В объем знаний и навыков дошкольников и учащихся 1-го класса входят умение просматривать книги при выборе, знание отдельных элементов книги (автор, художник, название, оглавление), знакомство с тематической картотекой обложек, иллюстрированным каталогом.
В объем знаний и навыков учащихся 2-3-х классов — умение выбирать и читать нужные книги, знание элементов книги (титульный лист, оглавление, иллюстрации), использование выставок, плакатов, альбомов как средств выбора книг для чтения. Учащимся 3-го класса даются также первые сведения о рекомендательных указателях, библиографических списках литературы в энциклопедии „Что такое? Кто такой?“.
В объем знании и навыков учащихся 5-6-х классов входят более широкое знание элементов книги (предисловие, послесловие, словарь книги, иллюстрации); периодической печати, систематического каталога, умение использовать при выборе книги СБА (картотеки, справочный фонд, рекомендательные библиографические пособия); знания об энциклопедических изданиях, словарях. Углубляются знания учащихся о библиографических пособиях, их специфике, типах, назначении библиографии, ее создателях.
Знания и навыки учащихся 7-9-х классов характеризуются расширением диапазона познавательных интересов, углублением нравственных и эстетических чувств читателей. Воспитываются навыки и привычки систематической работы со справочной литературой; изучается прикнижная библиография, справочный аппарат книг, углубляются знания об элементах книги (форзац, титульный лист, фронтиспис, комментарии и их разновидности). Изучаются темы: „Работа со справочной литературой“, „Характеристика научно-познавательной литературы“, „Как работать с критической литературой“.
Например, в библиотеке может быть разработана программа мероприятий по воспитанию информационной культуры и пропаганде библиотечно-библиографических знаний среди подростков.
Цель этих мероприятий научить подростков ориентироваться в библиотеке и самостоятельно работать с книгой и добывать любую информацию.
Занятия, подготовленные сотрудниками библиотеки, проводятся с группами подростков последовательно, по разработанной программе. Кроме того, проводятся индивидуальные беседы и консультации.
Программа занятий

  • Экскурсия по библиотеке
  • „Правила пользования библиотекой“ — требования, направленные на профилактику девиантного поведения, меры борьбы с хищениями;
  • »С информацией на «ты»«- знакомство с информационными ресурсами;
  • «Молодёжный перекрёсток» — знакомство с молодёжной периодикой;
  • «Что? Кто? Где? Когда? Как?» — овладение навыками самостоятельной работы со справочной литературой;
  • «Три волшебные буквы „СБА“» — обучение самостоятельному обращению с информационно-поисковым аппаратом библиотеки;
  • «Следствие ведёт библиограф» — овладение навыками библиографического поиска.

«На крутых виражах» — заключительное занятие, проходящее в форме игры.

План работы библиотеки — это система взаимосвязанных, объединенных общей целью плановых заданий, определяющих порядок, сроки и последовательность выполнения работ, а также проведения мероприятий в библиотеке.
Он строится, исходя из поставленных перед ней задач, и отражает основные направления, тематику, содержание, формы и методы деятельности. План включает систему показателей, определяющих в совокупности объем работы, а также затраты рабочего времени. По всем показателям плана определяются его исполнители и сроки выполнения. Показатели плана работы библиотеки — контрольные цифры, определяющие объем работы библиотеки в планируемый период.
В зависимости от срока действия различают перспективные и текущие (годовой, квартальный, месячный) планы. По объему планируемой работы — план библиотеки, план структурного подразделения, индивидуальный план сотрудника библиотеки. План может быть универсальным, то есть охватывающим работу библиотеки в целом, или тематическим, отражающим только одно из направлений ее деятельности. Все планы призваны обеспечить в совокупности планомерность и согласованность развития библиотеки и должны быть приведены в систему, обеспечивающую непрерывную работу по планам и исключающую их дублирование.
Перспективный (стратегический) план — это совокупность конкретных установок по развитию ресурсной базы и основной деятельности. Основное назначение перспективного плана — раскрыть на будущее (как правило, на 5 лет) основные направления деятельности библиотеки, обозначить динамику основных показателей. Такой план может быть комплексным, отражающим все направления деятельности библиотеки, или представлять собой долгосрочную программу развития по одному или нескольким приоритетным направлениям (тематический план комплектования библиотечных фондов, план научно-исследовательской работы и др.).
Структура плана может включать несколько частей:

  • Характеристика наиболее важных целей, которые предстоит реализовать в плановый период, исходя из объективных условий.
  • Меры по достижению целей.
  • Ресурсное обеспечение.
  • Совершенствование организационной структуры учреждения, мероприятия по социальному развитию коллектива.

Разработка стратегического плана включает:

  • анализ состояния дел в библиотеке и в ее внешней и внутренней среде;
  • определение «дерева целей»;
  • выбор стратегии ее реализации;
  • разработку политики осуществления стратегии;
  • распределение ресурсов.

Стратегический план включает ряд разделов (глав), каждая из которых посвящена определенному направлению деятельности библиотеки. В отличие от перспективного плана, в котором плановые задания распределяются по годам, стратегический план составляется не по годам, а по срокам реализации намеченных целей.
В стратегическом планировании особое место занимает формулировка в организационно-правовых документах миссии библиотеки.
Миссия дает общее представление о том, что собою представляет библиотека, к чему она стремится, какие средства готова использовать в своей деятельности, какова ее философия. Несомненно, это способствует формированию или закреплению определенного имиджа ее как важнейшего социокультурного регионального центра.
Если миссия задает общие ориентиры функционирования библиотеки, выражающие смысл ее существования, то конкретное конечное состояние, к которому она стремится в каждый момент времени, фиксируется в виде целей. Цели выступают исходной точкой планирования деятельности.
Поэтому в основе стратегического планирования лежит «дерево целей» — сначала определяется общая цель библиотеки на определенный период, затем уточняются соответствующие задачи, причем главное здесь — обозначить не мероприятие, а его результат.
Ключевые моменты, в рамках которых каждая библиотека определяет цели.

  • Положение во внешней среде. Стратегическими целями могут быть формирование культурно-информационной или социально-культурной среды региона, расширение библиотечной деятельности, предоставление услуг в информационном секторе.
  • Инновации. Целевые установки в этой области связаны с определением новых методов библиотечной деятельности — информатизации процессов, сохранности библиотечно-информационных ресурсов, дифференциации обслуживания, освоения новых технологий или способов организации работы библиотек.
  • Эффективность. Для любой библиотеки важной целью становится определение показателей, характеризующих уровень ресурсосбережения, экономичности процессов, трудозатрат.
  • Ресурсы. Определяется потребность во всех видах ресурсов. Выдвигаются цели относительно расширения или сокращения ресурсной базы, обеспечения ее стабильности.
  • Управленческие аспекты. Обеспечить долгосрочные перспективы деятельности можно только за счет организации эффективного менеджмента и маркетинга, отсутствие которых сдерживает развитие многих библиотек.
  • Персонал. Цели в отношении персонала могут быть связаны с сохранением стабильности коллектива, улучшением условий работы.
  • Социальная ответственность. В силу особого положения деятельность должна быть ориентирована на развитие общественно значимых ценностей, повышение духовного и культурного уровня различных слоев населения.

Цели должны обладать рядом характеристик: конкретностью, измеримостью, быть ориентированными во времени, гибкостью, достижимостью. Цели должны быть гибкими, то есть такими, чтобы оставлять возможность для корректировки в соответствии с изменениями, которые могут произойти во внешней среде.
Программно-целевое планирование — это централизованно разработанные основные направления и плановые задания деятельности библиотеки.
В своей практической деятельности библиотека реализует ряд комплексных программ:

  • формирование единого библиотечного фонда;
  • библиографическое и информационное обслуживание;
  • построение единой системы справочно-библиографического аппарата;
  • методическое обеспечение деятельности библиотеки;
  • повышение квалификации библиотечных кадров и т.д.

Особенность комплексных программ в том, что они реализуются совместными усилиями практически всех структурных подразделений, а это требует единства целей, содержания, форм, методов и средств осуществления каждой из таких программ.
Годовой план библиотеки - основной и обязательный документ для всех библиотек. Он определяет основные задачи и содержание работы библиотеки на текущий календарный год, и в нем определяются все показатели, которых должна достичь библиотека к концу года.
Этапы подготовки годового плана работы:

  • Осуществляется анализ состояния объекта планирования с целью выявления достигнутого уровня развития, степени эффективности использования ресурсов, а также имеющихся недостатков и путей устранения.
  • Разрабатывается концепция плана — выбор на основе данных предпланового анализа оптимального варианта основных направлений развития планируемого объекта с учетам объективных потребностей и реальных возможностей. В годовой план работы библиотеки целесообразно включать лишь основные, то есть главные направления ее деятельности.
  • Определяются конкретные задания.

Объем работы планируется с учетом годового фонда рабочего времени сотрудников библиотеки и норм на библиотечную работу.

Как составить годовой план работы?

Годовой план на следующий календарный год каждая библиотека готовит по утвержденной структуре, и сдает в методическо-библиографический отдел МЦБ работы до 1 декабря текущего года.

Работа над составлением плана начинается с анализа деятельности библиотеки за предыдущий год. При планировании работы нужно учитывать потребности пользователей библиотеки и трудовые затраты. Все планы составляются на основании Межотраслевых нормы времени на работы, выполняемые в библиотеках (утвержденных Министерством труда и социального развития Российской Федерации. Постановление №6 от 3 февраля 1997 года).

Краеведение — это и научная и научно-популяризаторская деятельность определённой проблематики: прошлое и настоящее какого-либо края, определённой местности — от деревни, небольшого города, даже улицы до крупного региона.

Библиотечное краеведение — важная составная часть общего краеведения, хотя и имеет свои особенности, обусловленные спецификой отрасли. Его цель - выявить, собрать, сохранить и предоставить в пользование читателям все печатные материалы, связанные по содержанию с определённой местностью, которая для её населения является родным краем. Не менее важно — обеспечить библиографической информацией об этих материалах всех желающих.
Истоки возрождения национальной культуры, во многом в знании своей истории, своих корней. Возросший интерес читателей библиотек к краеведческой литературе увеличивает и значение библиотечного краеведения, т.к. библиотеки как информационные учреждения должны обеспечивать удовлетворение краеведческих информационных потребностей.
Каждая библиотека формирует фонд краеведческой литературы. «Понятием „краеведческая литература“ объединяются все издания, неопубликованные (рукописные, машинописные, графические) и аудиовизуальные материалы, машиночитаемые носители информации (магнитные ленты, компакт-диски и т.д.), полностью посвящённые данному краю или содержащие значительные (по объёму или ценности) сведения о нём, независимо от вида и способа издания (изготовления), тиража, языка, места издания или изготовления, политической или идейной направленности.
Чаще всего пользователи и сотрудники библиотеки обращаются к краеведческому фонду в целях выявления документов по конкретной теме, вопросу, проблеме или аспекту жизни данного края. Это определяет содержательную (систематическую) расстановку документов в фонде.
Фонд краеведческой литературы любой библиотеки находит своё отражение в краеведческих каталогах или картотеках.
Краеведческий каталог (картотека) — это наиболее полный источник сведений обо всех произведениях печати, посвящённых данному региону. В идеале каталог должен максимально полно отражать массив краеведческих документов, могущих быть ценными в исследовании края.
Краеведческие картотеки и каталоги пополняются путём просмотра новых поступлений в библиотеку и обследование библиографических пособий и ретроспективного выявления литературы в фонде библиотеки.
В краеведческом каталоге (картотеке) должны быть представлены:

  • книги и брошюры, полностью или частично относящиеся к краю (городу, району, селу);
  • статьи из журналов, сборников и продолжающихся изданий;
  • статьи и другие материалы из газет;
  • рецензии на краеведческие издания;
  • карты, атласы, альбомы, печатная графика.

Значительную часть материалов краеведческого каталога составляют газетные публикации. В рамках краеведческой деятельности библиотека выполняет следующие виды работ:

  • выявляет по широкому кругу источников краеведческие документы и местные издания своего региона;
  • сосредотачивает в своем фонде собрание краеведческих документов и местных изданий, обеспечивает их надежное постоянное хранение;
  • с максимальной полнотой отражает сведения о краеведческих документах и местных изданиях в своем справочно-библиографическом аппарате,
  • осуществляет информирование о краеведческих документах и местных изданиях в соответствии с разовыми и длительно действующими краеведческими библиографическими и фактографическими запросами;
  • оказывает консультационную помощь читателям библиотеки в выявлении и использовании краеведческих документов и местных изданий в пользовании краеведческим СБА библиотеки;
  • обслуживает краеведческими документами и местными изданиями читателей своей библиотеки и удаленных пользователей;
  • формирует систему краеведческих библиографических пособий и указателей местных изданий;
  • распространяет краеведческие знания, информацию о регионе средствами библиографической и массовой работы: организацией выставок, массовых краеведческих мероприятий с помощью печатных изданий, СМИ;
  • проводит научно-исследовательскую работу.

Библиотека ведет планомерную и целенаправленную работу по распространению краеведческих знаний с целью формирования объективных и достоверных знаний о регионе. Эта деятельность осуществляется по нескольким основным направлениям:

  • организация и проведение массовых мероприятий, рассчитанных преимущественно на жителей региона и посетителей библиотеки (краеведческих чтений и семинаров, выставок краеведческой литературы, литературных вечеров, встреч интересными людьми и пр.);
  • создание комфортной информационной среды, обеспечивающей возможность самостоятельного получения краеведческой информации.

В небольших библиотеках-филиалах целесообразно организовывать „краеведческие уголки“, где в одном месте сосредоточены: краеведческая картотека, подборка краеведческих библиографических изданий и папок газетных вырезок, выставки литературы о крае, плакаты и другие формы, рекомендующие краеведческую книгу и информирующие о ней.
Такие уголки создаются по различным темам и направлениям. Вот некоторые: природа края; усадьбы, парки и заповедники; история края разных периодов; храмы края, жизнь и деятельность местных священнослужителей; военное прошлое края; край в произведениях местных поэтов и писателей; местный фольклор (собираются частушки, песни, воспоминания старожилов); этнография (сбор атрибутов местного крестьянского быта, народных костюмов) и т.д. При таких уголках часто организуются клубы краеведов, потому что, когда душой болеешь за какое-нибудь дело, всегда найдутся единомышленники.
В поисках новых путей распространения краеведческих знаний библиотеки нередко выходят за пределы чисто библиотечных форм. В отношении краеведческой работы это закономерно. Подготовка и проведение массовых краеведческих мероприятий библиотеками имеют много общего с работой других культурно-просветительных учреждений (клубов, домов культуры, музеев и т. д.) и часто проводятся совместно с ними.

Библиотеки, обслуживающие небольшие территории, часто являются центрами краеведческого движения, объединяющими его участников в организации народных музеев, сборе материала о своем селе, колхозе, в создании летописи города, села, в оформлении альбомов, в организации экскурсий, встреч с выдающимися людьми и т. д.
Важно, чтобы при этом библиотеками не был забыт основной материал, с которым они должны работать, — литература (списки литературы, ссылки на нее в альбомах, летописях, подборки, выставки литературы к занятиям кружков, к вечерам-встречам).
   
© ALLROUNDER