Вход  

   

Мы на одноклассниках  

   

Мы вконтакте  

   
Здесь нашел интересный обзор

Различают два вида (или «режима») библиографического обслуживания — библиографическое информирование и справочно-библиографическое обслуживание.
Библиографическое информирование — это регулярное библиографическое обслуживание без запросов и (или) в соответствии с долговременно действующими запросами. Его основная цель — оповещение читателей о вновь появляющихся документах, необходимых для научной и производственной деятельности.
В практике библиотек сложились 2 основных вида
библиографического информирования:

  • дифференцированное (индивидуальное или групповое), осуществляемое в соответствии с постоянно действующими (долговременными) запросами или потребностями отдельного читателя или определенной группы специалистов;
  • недифференцированное (массовое), не ориентированное на определенную группу и не учитывающее их конкретных информационных потребностей (т. е. обслуживание без запросов).

Индивидуальное библиографическое информирование предполагает информирование конкретного потребителя, осуществляемое с учетом его потребностей, а групповое — информирование определенной группы потребителей информации, которые выделяются по какому-либо признаку и имеют близкие по содержанию информационные потребности. Чаще всего их объединяет принадлежность к одной профессиональной группе.
Задача дифференцированного библиографического информирования заключается в том, чтобы оперативно и регулярно обеспечивать абонентов максимально полными библиографическими сведениями о новых документах.
Абонентами индивидуального информирования сельских библиотек являются: руководители сельских администраций, специалисты сельского хозяйства, фермеры и предприниматели, любители (овощеводы, цветоводы, животноводы). Абонентами группового информирования являются трудовые коллективы в целом и группы специалистов или любителей. Число абонентов и их состав библиотека определяет, с учетом местных условий и собственных возможностей. Подготовка к формированию круга абонентов включает уточнение тем, согласование источников информации, типов литературы и видов изданий, формы передачи (устное, в т. ч. по телефону, или письменное оповещение).
Вся работа по индивидуальному и групповому информированию учитывается в картотеке информирования.
Регистрационная карточка индивидуального абонента
Лицевая сторона карточки
Оборотная сторона карточки

  • Рекомендуется учитывать количество документов, предлагаемых читателю.

Регистрационная карточка тематической информации
Лицевая сторона карточки
Оборотная сторона карточки

  • Рекомендуется учитывать количество документов, предлагаемых читателю.

Массовое библиографическое информирование не ориентировано на определенную группу читателей. Оно служит одним из средств пропаганды литературы, поступающей в библиотеки, а также раскрытия фонда библиотеки. Массовое библиографическое информирование призвано содействовать информированию широкого круга лиц и коллективов, заинтересованных в систематическом получении сведений о вновь появляющейся литературе.
В библиотеках используются разнообразные формы и методы работы: подготовка бюллетеней новых поступлений и других информационных изданий, выставки новых поступлений, День информации, День специалиста, обзоры и открытые просмотры, тематические подборки литературы, радио- и телепередачи и др.
Распространенной формой массового библиографического обслуживания является выпуск информационных бюллетеней, в которых, чаще всего, сведения о поступивших документах.
«Бюллетень новых поступлений» включает новые книги, поступившие в библиотеку за определенный период (например, один раз в полугодие). В предисловии раскрываются принципы построения, применяемые условные обозначения и сокращения слов. Материал располагается в систематическом порядке с выделением отраслевых отделов (в соответствии с таблицами ББК), внутри разделов — в алфавите авторов (названий). Если по заглавию издания трудно представить его содержание, после описания дается краткая аннотация. Также записи содержат шифр книги, что облегчает ее поиск по запросу читателя, и сиглы хранения.
Выставки новых поступлений — оперативная форма наглядной информации и пропаганды материалов, поступивших в фонд библиотеки за определенный период. Организуются как общие выставки поступлений в фонд библиотеки в целом, так и показ новых материалов в читальных залах и абонементе. Эффективность выставок обеспечивается гарантией выдачи литературы по заявкам читателей после смены экспозиции, полнотой представления новых поступлений правильной организацией, регулярностью и оперативностью экспонирования.
Эффективной формой ознакомления читателей библиотеки с новыми поступлениями является проведение Дней специалистов, Дней информации и выставок-просмотров.
День информации — это комплексное мероприятие, предусматривающее информацию о новой литературе, поступившей в библиотеку. Организуется для привлечения специалистов к активному изучению новейшей научной и технической литературы. Включает выставки или подборки поступлений литературы в библиотеку; выставки справочных и информационных изданий; библиографические обзоры; беседы; консультации.
День специалиста - комплексное мероприятие для широкой информации читателей о литературе и документации по конкретной специальности (врачей, экономистов, механизаторов, строителей, учителей и др.) или по межотраслевой тематике, представляющей интерес для специалистов нескольких профессий. Включает открытые просмотры и тематические выставки лучшей литературы по специальности (книги, периодические издания, специальные виды технической литературы и документации, справочные издания, библиографические пособия). Проводятся библиографические обзоры; консультации и встречи с выдающимися представителями профессий; лекции, выступления, экскурсии; широкое обсуждение профессиональных проблем, диспуты; показы кино- и видеофильмов.
Дни информации и Дни специалиста могут проводиться усилиями ряда библиотек с широким привлечением квалифицированных специалистов. Важно обеспечить выдачу необходимых источников или их копий во время мероприятия или непосредственно после него.
В каждое экспонируемое на этих мероприятиях издание вкладывается карточка, на которой читатель указывает номер своего формуляра. Библиотекарь выявляет число требований на каждое издание, устанавливает очередность на получение или оформляет заказ на получение изданий по внутрисистемному книгообмену.

Библиографические обзоры — устное информирование читателей о профессиональной литературе и о литературе, предназначенной для повышения квалификации, общеобразовательного общекультурного уровня.

   
© ALLROUNDER