Вход  

   

Мы на одноклассниках  

   

Мы вконтакте  

   
Интернет-магазин nachodki.ru

Скачать текст семинара полностью можно здесь.

«Информационное общество» – это новая постиндустриальная социально-экономическая организация социума с высокоразвитыми информационно-телекоммуникационными инфраструктурами, обеспечивающими возможность эффективного использования интеллектуальных ресурсов для обеспечения устойчивого развития цивилизации. Переход к информационному обществу предполагает существенное изменение всей экономической системы государства. Он предполагает создание нового информационного управляющего фундамента развития общества, формирование принципиально новых социальных мотиваций и технологических возможностей, широкое практическое использование инноваций и знаний для интенсивного повышения производительности труда и на этой основе – улучшение качества жизни. Следует подчеркнуть, что переход к информационному обществу является важнейшим фактором изменения облика, как библиотекаря, так и человеческой цивилизации в целом.
Развитие библиотекаря в информационном обществе должно осуществляться при соблюдении следующих условий:
четкое определение целей, задач работы, построенной с учетом конкретных условий деятельности образовательного и информационно-библиотечного учреждения;
определение минимума специальных знаний, умений, которыми должна обладать конкретная группа библиотекарей;
изучение, выявление активных форм и методов формирования информационного общества, а так же возможности образовательных учреждений, каждого библиотекаря;
учет психофизиологических особенностей каждого человека, то есть целенаправленное педагогическое воздействие на библиотекаря.
Что такое библиотека сегодня?
Библиотеки - хранилища памяти человечества, главный источник информации - от древних рукописей до электронных ресурсов. Как говорил Д. Лихачев, "библиотеки важнее всего в культуре… пока жива библиотека - жив народ, умрет она - умрет прошлое и будущее".
Однако, вопреки мнению уважаемого ученого, все чаще приходится сталкиваться с мифами о роли библиотек и библиотечной профессии в современном российском обществе. Попробуем развеять их.

- Библиотека - это место, где хранятся только книги
Да, библиотека - это то место, где издавна хранятся книги - источник и хранилище знаний. Сначала это были глиняные таблички, затем - последовательно - свитки, рукописные книги, печатные книги. В современной библиотеке (в зависимости от вида и типа) можно найти все: глиняные таблички, свитки, книги - и рукописные и печатные, а также аудиокниги, видеоматериалы, электронные ресурсы по самым разным темам, доступ к информационным сетям, в том числе к Интернету.

- Библиотеки не нужны, потому что есть Интернет
Великая сеть, опутавшая весь мир, пытается сейчас заменить собой все: почту, театр, кинематографию, библиотеку, личное общение, наконец. Но, как в свое время телевидение не отменило театр, так и Интернет не сможет заменить библиотеку. Умение пользоваться ресурсами Интернета - большое благо и большая выгода, но извлечь для себя что-то полезное из того, что не зря зовется паутиной, сможет только тот, кто умеет находить, оценивать и исследовать найденную информацию. И нет на свете заведения, способного лучше, чем библиотека научить человека работать с информацией.
С чего начинается наша школьная и вузовская жизнь? Со знакомства с библиотекой. Здесь, как и в Интернете, можно найти ответ на любой, возникший у вас вопрос. Или почти на любой. Современные пользователи, считающие, что библиотеку может заменить Интернет, просто забыли, что знакомство с Его Величеством Знанием они получили в библиотеке. Так подросток, нахватавшись верхушек образования, считает родителей устаревшими и отсталыми. Придет время - и подросток будет ценить не только знания, но и мудрость, и доброту, искреннее желание помочь и понять. Придет время - и развитие библиотек, а не газонефтяных комплексов станет приоритетным для умного и образованного руководства нашей страны

- В библиотеки ходят только "ботаники" и оторванные от жизни люди.
В библиотеку ходят люди, заботящиеся о собственном будущем. Наше время - время прагматиков. Умный современный человек хорошо понимает - время дикого капитализма и разгула принципа "Сила есть - ума не надо" - прошло. Чтобы чего-то добиться в жизни - мало папиных капиталов и маминых связей, надо что-то стоить самому. А чего ты стоишь, если ты необразован, дик и груб? Школа даст тебе азы наук, библиотека - широкое поле для самообразования, самовоспитания. Хочешь взять от жизни все - сделай себя сам. В том числе и с помощью библиотеки.

- В библиотеке всегда тихо и скучно
В библиотеке действительно должно быть тихо. Но эта тишина сосредоточенной работы, а не скуки. Человек, которому скучно в библиотеке, будет скучать и на самом ярком празднике, просто потому, что он скучен сам себе. Мир, ограниченный пространством компьютерной "стрелялки", действительно скучен. А мир, который открывает библиотека, ярок, но сложен, многообразен и требует усилий для своего освоения. А еще он перспективен для того, кто хочет сделать свою жизнь интересной и наполненной. Выбор за вами.

- В библиотеке работают скучные, неинтересные люди
Работа в библиотеке XYIII века считалась очень престижной. Настолько престижной, что плата за нее полагалась не всегда. Звание библиотекаря считалась и так высокой честью. Одни имена чего стоят: Н. И. Гнедич, И. А. Крылов, К. Н. Батюшков, А. А. Дельвиг, А. Х. Востоков … Женщины в библиотеке появились во время первой мировой войны, когда мужчины ушли на фронт. Не вдаваясь в дебри истории библиотечного дела, скажем так - скучными и неинтересными библиотекари кажутся только тому, кто настолько погружен в себя и свои собственные дела, что не видит людей, его окружающих.
Библиотекари скромны - это правда. В массе своей они по-настоящему интеллигентны и, проводя жизнь рядом с великими людьми и великими событиями, не всегда готовы выпячивать собственную значимость. Библиотекари деликатны - это тоже, правда. Но интеллигентность, деликатность, четкое понимание своей нужности людям (не людям вообще, а тем, кто живет в твоем микрорайоне, учится в соседней школе или вузе через дорогу) - не те качества, которые готово ценить наше насквозь техническое и коммерческое государство (и современное, и советское). К сожалению.

- Библиотекари только книги выдают
Когда-то, на сломе старой эпохи, в 20-х годах прошлого века возникла новая библиотека. Эта библиотека в условиях почти поголовной неграмотности населения была вынуждена взять на себя просветительские функции. Библиотека стала и школой, и клубом, и музеем. Современные библиотеки продолжают нести знамя просвещения - но уже в другую эпоху, для других людей.
Читатели наших дней, несомненно, обладают большим запасом знаний. Однако человек нуждается не только в сухой информации, ему зачастую остро не хватает эмоционального осмысления этих знаний, особенно в школьном возрасте, когда формируется не просто будущий специалист в своем деле, но человек, обладающий способностью любить и быть любимым, понимать себя и других. Кто, как не библиотечный работник, беседуя с читателем, проводя для него акции, мероприятия, встречи с интересными людьми и книгами, может помочь стать настоящим человеком, наполнив сухую информацию ярким чувством.

- Библиотекарем может работать каждый
Современная библиотека - учреждение, призванное собирать, хранить знания, а также предоставлять читателям и пользователям доступ к знаниям. Библиотекарь, помимо специальных библиотечно-библиографических знаний и умений должен быть:
- высоко образованным человеком с широким кругозором, чтобы легко отвечать на самые разные вопросы, например: Что такое акмеология? или как развивалась экономика Венгрии в ХYIII в.?
- доброжелательным и коммуникабельным, чтобы найти общий язык с любым: мальчиком, девочкой, молодым человеком или старым, слесарем, менеджером, преподавателем, безработным, предпринимателем, представителем любой партии и конфессии;
- обладать солидным запасом терпения, ибо читатели бывают разные: придирчивые, дотошные, вредные, неопрятные, пьяные…;
- уверенным пользователем ПК, хотя бы в пределах офисных программ, так как современная библиотека - это не только формуляры и карточки, это и еще солидный набор электронных ресурсов;
- всегда хорошо выглядеть, потому что читатели хотят видеть за кафедрой библиотеки приветливого и симпатичного человека;
- крайне непритязательным в быту, ибо на зарплату библиотекаря надеяться на туристическую поездку дальше собственного огорода просто глупо.
А теперь скажите, каждый ли человек сможет работать в библиотеке?
Библиотекарь - проводник в мир информации
Сегодня успешен тот, кто может быстро реагировать на постоянные изменения в обществе. Именно поэтому, в библиотечную деятельность входит сегодня и интернет, и библиотекарь является проводником не только в мире книг, но и в мире интернета. Владея навыками поиска в сети, можно найти практический всё, однако для того, чтобы грамотно и быстро найти ответ, нужно быть не просто библиотекарем, но ещё и информационным специалистом. Таким, который помогает не только в поиске информации, но, прежде всего, умеет сформировать информационную культуру у ребенка-читателя, а это - "интегративное понятие, то есть вбирающее в себя разнообразные виды грамотности, связанные со сферой работы с информацией и отражающие какое-то одно, отличительное свойство того или иного вида грамотности: компьютерную, сетевую, электронную, мультимедийную, визуальную и др."
Что нужно сделать для этого? Какие возможности можно применить? - Использование информационных технологий в работе библиотекаря даст возможность по-новому взглянуть на все библиотечные процессы в целом, менять и совершенствовать библиотечно-информационную работу. При этом классические – привычные формы работы в библиотеке с фондами никто не отменял. Необходимо сочетать в себе традиционные и инновационные формы работы. И действительно, в нашу профессиональную жизнь, наряду с новыми технологиями вошло и прочно утвердилась в ней понятие «инновация».
Что такое инновация
Инновация – это создание новых образцов библиотечной деятельности, выходящие за пределы нормы, выводящих профессиональную деятельность на новый качественный уровень. И таким образом, библиотечному инноватору, если он хочет погрузиться в поиски, приходится постоянно оглядываться в прошлый опыт, соотносить свою деятельность существующей практикой. В настоящее время, мир, который пронизанной новизной, библиотекарю необходимо раскрыть суть нового опыта и новых технологий, создать условия для того, чтобы отдельные зоны прорыва перерастали в целостное инновационное пространство с новыми технологиями библиотечной деятельности. И на этом пути стоит интеграция.
Что такое интеграция
Интеграция – важное требование современной науки и развития цивилизации в целом. Интеграция в то же время – есть процесс и результат создания неразрывно связанного, единого, цельного. Под интеграцией может пониматься результат процесса объединения и сплочения. В обучении она может осуществляться путем слияния разных учебных предметов, а в библиотечной деятельности интеграция является средством расширения возможностей дополнительного образования, элективных курсов , а также взаимодействия предметных и информационных уроков, но самое главное - результат процесса объединения и сплочения. А цель интеграции – создание целостного представления об окружающем мире; то есть формирование мировоззрения. И таким образом, перспектива интеграции технологий велика и в то же время сложна. Есть много объективных и субъективных причин сдерживающих его развитие. Но, всегда нужно стремиться к движению вперёд. И как результат, мы получим читателя владеющего не только информационными технологиями, но и умением применять свои разносторонние глубокие знания на практике.
Какие перспективы развития возможны
Во первых, интеграция с информационными технологиями открывает следующие возможности для библиотечной деятельности:

  1. Использовать возможности современных информационных сервисов для создания проектов исследовательского характера;
  2. Изучать интернет - сервисы для общеобразовательных целей;
  3. Участвовать в конкурсах сети интернет, для реализации своих знаний от прочитанных книг.

Заметим, что осваивая сервисы и службы Интернет, пользователи могут узнавать интересные мировые факты, знакомиться с мнением литературных критиков, узнавать о последних научных достижениях, обрабатывать и систематизировать найденную информацию. Изучая базы данных, можно формировать навыки классификации и структурирования информации. Этот список можно продолжать.
Во вторых, интеграция на данный момент помогает библиотекарю, развернуть перед пользователями многокамерную картину мира в динамике, во множественных взаимосвязях, стимулирует к поиску новых форм взаимодействия соответствующим принципам интегрированного подхода.
При интегрированном обучении учащихся:

  1. Усиливается активность, у них возникает новый ход мысли;
  2. Развивается самостоятельность;
  3. Реализуется принцип наглядности;
  4. Развивается творческое мышление;
  5. Проявляются новые идеи.

Таким образом...
Таким образом, интеграция технологий в деятельность библиотекаря дает возможность для самореализации, самовыражений, творчества и раскрытия способностей читателей, пользователей интернет-технологий.
Обществу необходимо серьезнее относиться к популяризации внедрения в библиотечную деятельность технологий. Хочется надеяться, что чтение, книги и новые технологии – это ближайшее будущее современной библиотеки. Интегрировать технологии в традиционные библиотечные услуги - значит прививать "интерес" к книге и чтению по-новому, в новых формах, прививая читателям информационную грамотность и культуру.
Библиотеки как хранители знаний и культуры будут всегда. Может быть, они будут не такие, как те, к которым мы привыкли. Возможно, в будущем в библиотеке вас будет встречать не приветливая девушка или строгая дама в очках, а юный (или не очень) ученый с ноутбуком в руках (или что там еще придумает изобретательное человечество). Но они будут всегда. И горе тому народу и тому правительству, которые не понимают - достойное существование библиотеки - гарантия достойного будущего, ибо "библиотеки важнее всего в культуре… пока жива библиотека - жив народ, умрет она - умрет прошлое и будущее".

Презентация. «Интернет – библиотечным специалистам» (Обзор профессиональных интернет-ресурсов в помощь библиотечной работе ).

Современный библиотекарь – это высококвалифицированный специалист, владеющий не только традиционными библиотечными технологиями и методиками, но и, в равной степени, умеющий использовать информационные технологии.
Таким образом, Интернет сегодня стал океаном информации, с которой предстоит справиться библиотекарю. Задача современного библиотекаря - повышение собственной информационной культуры, за счет использования ресурсов Интернет, овладение навыками поиска в нем информации и обучить поиску пользователей, а также использовать ресурсы сети для собственного профессионального развития и повышения своей квалификации.
В ежедневной работе библиотечные специалисты могут использовать множество сайтов, в зависимости от специфики работы своего отдела, поэтому все ресурсы Интернета можно разделить на специальные (профессиональные) ресурсы и пользовательские.

К специальным (профессиональным) ресурсам можно отнести все сайты, которые приносят библиотекарю пользу в ежедневной работе. Соответственно, если использовать систему «социальных закладок», можно без труда создать личную коллекцию избранных мест в интернете. Наиболее важные профессиональные ресурсы определяются в зависимости от специфики работы конкретной библиотеки.
   
© ALLROUNDER