Вход  

   

Мы на одноклассниках  

   

Мы вконтакте  

   
Все для Joomla . Бесплатные шаблоны и расширения.

Библиотечное обслуживание — совокупность разных видов деятельности библиотеки по удовлетворению потребностей ее пользователей путем предоставления библиотечных услуг.
Библиотека предоставляет всем читателям право выбора и получения изданий из фонда любой библиотеки через центральную библиотеку или любую удобную для них библиотеку-филиал, библиотечный пункт иди передвижную библиотеку; пользования единым справочно-библиографическим аппаратом, информационно-библиографическим обслуживанием, заказа книг по межбиблиотечному абонементу, участия в проводимых библиотекой массовых мероприятиях.
Порядок обслуживания читателей в библиотеках, их права и обязанности регламентируются «Правилами пользования библиотекой», с которыми при записи должен быть ознакомлен каждый читатель.

Организация и техника работы абонемента.

Абонемент библиотеки осуществляет выдачу изданий читателям на дом на определенный срок. Срок пользования библиотечными изданиями определяется «Правилами пользования библиотекой».
Работа на абонементе строится на основе общего обслуживания. При общем абонементе читатели получают литературу на одной кафедре выдачи. Дифференциация осуществляется путем выделения групп читателей. Формуляры читателей выделенных групп ставят отдельно или помечают условными обозначениями (цветовые пометки, буквы).
Все издания, выдаваемые читателям на дом, записываются в формуляре, при этом указывается: дата выдачи, инвентарный номер, классификационный индекс, автор и заглавие. Читатели расписываются в получении изданий (за исключением младших школьников).
Формуляры читателей расставляются по срокам возврата, а в пределах срока по читательским номерам или по алфавиту фамилий; формуляры читателей-детей расставляются по школам и классам, а внутри — по алфавиту фамилий. Формуляры читателей, не взявших книги, расставляются отдельно, в порядке алфавита.
На дом выдаются читателю издания (в том числе книги, журналы, ноты, пластинки, диафильмы и др.) в соответствии с «Правилами пользования библиотекой». Срок пользования изданиями по просьбе читателя (лично или по телефону) может быть продлен, если на издание нет спроса со стороны других читателей. При возвращении издания библиотекарь обязан в присутствии читателя зачеркнуть его расписку в читательском формуляре.

Организация и техника работы читального зала.

В библиотеках-филиалах организуется, как правило, общий читальный зал. В библиотеках, не имеющих обособленного читального зала, устанавливаются столы для работы в помещении абонемента.
В читальном зале запись выданных изданий в формуляры читателей не обязательна. Формуляры выданных изданий с указанием даты выдачи и подписью читателя вкладываются в формуляр читателя. Выдача в формуляре читателя оформляется путем указания общего количества выданных изданий и отраслей знания.
Формуляры читателей в читальном зале расставляются по алфавиту фамилий; формуляры читателей-детей могут быть расставлены по школам и классам, а внутри — по алфавиту фамилий.

Внестационарное обслуживание.

Внестационарное обслуживание читателей имеет своей целью приблизить библиотечную книгу к месту жительства или работы читателей.
Библиотечные пункты организуют на предприятиях и в учреждениях, в населенных пунктах и микрорайонах, не имеющих стационарных библиотек. Сеть библиотечных пунктов планируется с учетом и в координации с библиотеками и ЦБ других ведомств.
В библиотеках, имеющих более 15 внестационарных пунктов, может быть выделен специальный фонд, который комплектуется актуальной литературой по всем отраслям знаний. При отсутствии специально выделенного фонда библиотечные пункты комплектуются из фонда абонемента.
Выдача книг для библиотечных пунктов производится на основании договора, заключенного между библиотекой и организацией, получающей библиотечный пункт. Организация выделяет заведующего пунктом, которому дается доверенность на получение изданий. Если пункт обслуживается библиотекарем стационарной библиотеки, договор и доверенность на него не оформляются.
На каждый библиотечный пункт заполняется формуляр в двух экземплярах, из которых один остается в библиотеке, а второй хранится в библиотечном пункте. Сведения об общем числе выданных и возвращенных книг отмечаются в соответствующих графах формуляра и скрепляются подписями библиотекаря, выдавшего книги, и общественника, получившего их.
Формуляр библиотечного пункта и книжные формуляры являются учетными документами выданных в пункт изданий.
Фонд библиотечных пунктов периодически обновляется по частям или полностью по мере использования изданий читателями.
Передвижная библиотека - библиотека, меняющая свое местонахождение с целью обслуживания территориально удаленных от стационарной библиотеки групп населения. Периодичность выездов на стоянки, в городе — не реже одного раза в 10 дней, в сельской местности — не реже одного раза в месяц. Длительность стоянок зависит от количества читателей, но не должна превышать трех часов.
Во время стоянок библиотекари выдают и принимают литературу, осуществляют наглядную пропаганду литературы, проводят массовые мероприятия, информируют читателей о новых поступлениях, принимают заявки читателей на необходимые издания и удовлетворяют их при следующем выезде, используя фонды стационарной библиотеки. двух раз в неделю, в сельской местности — не реже одного раза в неделю).
Межбиблиотечный абонемент — библиотечный абонемент, основанный на взаимном использовании фондов библиотек страны на основе установленных правил. Система МБА обеспечивает предоставление произведений печати и других материалов, отсутствующих в фонде данной библиотеки из других фондов.
Библиотеки-абоненты обеспечивают сохранность и своевременное возвращение изданий, полученных по МБА.
Книгоношество - доставка библиотечных книг читателям непосредственно на дом ими на место работы. С помощью книгоношества обслуживают читателей в мелких населенных пунктах, в организациях и учреждениях, а также читателей на дому, если по состоянию здоровья или другим причинам они ее могут посещать стационарную библиотеку.

Особенности обслуживания читателей-детей

Читатели детской библиотеки - дети и подростки (дошкольники и учащиеся по 9 класс общеобразовательной школы включительно). Их библиотечное обслуживание дифференцировано в зависимости от возраста читателей.
В детской библиотеке создается обычно два отдела обслуживания: для читателей младшего школьного возраста (учащихся 1-4-х классов и дошкольников) и для читателей среднего школьного возраста (учащихся 5-9-х классов общеобразовательной школы).
Для каждого возрастного периода характерны свои закономерности чтения, особые проявления различных читательских качеств.
В педагогике детского чтения выделяются возрастные типы читателей-школьников: детский тип читательского развития (7-9 лет); переходный от детского к подростковому (10-11 лет); подростковый (12-13 лет); переходный от подросткового к юношескому (14-15 лет).
У читателей 7 лет — первый период школьного детства — наблюдается противоречие: несовершенная техника чтения и относительно высокие возможности восприятия и понимания литературных произведений. Период, когда ребенок от слушания книги переходят к самостоятельному чтению,- самый трудный в читательском развитии детей.
Читатели 8-9 лет — учащиеся 2-3-х классов. Этот период психологи называют «порой первоначального накопления». Познавательные запросы детей широки и неустойчивы. Особый интерес вызывают происхождение в устройство окружающих ребенка вещей и предметов, мир растений и животных. Так же как и дошкольникам, младшим школьникам свойствен общий тип отношения к литературным произведениям, который характеризуется как наивное эмоционально-эстетическое отношение к книге.
Дети 10-11 лет (учащиеся 4-5-х классов) — сложный тип читателей. Этот возраст характеризуется бурно развивающейся познавательной и общественной активностью, появлением личностных интересов, возрастанием интереса к аудиовизуальным каналам массовой информации, эмоциональной и интеллектуальной готовностью овладеть навыками чтения научно-познавательной литературы. Отношение к художественной книге наивно-реалистическое.
Школьники 12 и 13 лет (учащиеся 5-6-х классов и начинающие семиклассники) принадлежат к четко выраженному подростковому типу читателей. Это — самые активные читатели с наиболее широкими устойчивыми запросами. Важнейшая особенность этого возраста — развитие самосознания и самооценки. Познавательные интересы довольно широкие, особенно волнуют общественные и нравственные вопросы: жизнь общества, судьбы человечества, счастье, дружба, любовь; интересуют новые открытия, изобретения, техника, моделирование, конструирование. В это время формируется мотивационная сфера чтения научно-познавательной и художественной литературы. В характере запросов и содержании чтения мальчиков и девочек имеются существенные различия. С 12 лет чтение художественной литературы осознается детьми как свободная и связанная с личным запросами и потребностями деятельность, начинается медленная и постепенная дифференциация мотивов чтения.

Школьники 14-15 лет (учащиеся 7-9-х классов) имеют иные читательские свойства и качества: резко возрастает социальная, гражданская активность подростка. Это — возраст поиска нравственного идеала. Ослабляется роль чтения в жизни школьников, сужается диапазон читательских запросов; отчетливее, чем в предыдущие периоды, проявляются индивидуальные различия в отношении к чтению.

   
© ALLROUNDER